Оформление медсправок и другие проблемы российской медицины.

Мы, живя в демократическом государстве, вправе рассчитывать на определенный набор гражданских прав, закрепленных в нормативных актах международного и федерального уровней. Каждый россиянин может быть уверен в том, что ему гарантированы вполне четкие права в самых разнообразных сферах. Таким образом, попадая в тут или иную ситуацию, можно обращаться к тем или иным из своих прав в зависимости от ее особенностей.

Среди прочих прав россиянина можно выделить его права в качестве пациента. Права пациента вполне закономерно и вполне логично относятся к сфере здравоохранения. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» закрепляет весь комплекс прав пациентов на уровне всей страны. Кроме того, конкретизация данных прав происходит на уровне российских регионов и местных территорий в рамках соответствующих нормативных документов сферы здравоохранения. Ниже мы рассмотрим некоторые стороны закрепленного за пациентами комплекса прав с точки зрения их применимости в современной российской практике предоставления и, соответственно, получения медицинских услуг.

Для начала следует, на наш взгляд, четко обозначит приоритет прав пациентов перед правами медработника. Это своего рода основополагающая аксиома. Данное положение закреплено в статье 15 указанного Федерального закона. При этом в рамках данной статьи устанавливаются и обязанности пациентов, наличествующих наряду с правами. Таким образом, важным является адекватное понимание соотношения между правами и обязанностями, которое в отношении пациентов существует так же, как и в отношении других групп граждан. Важно, что права пациентов в Российской Федерации обеспечивает государство, причем обеспечивает как в формально-юридическом, так и в финансово-экономическом плане.

Каждый россиянин по месту своей прописки или по месту проживания (если оно не совпадает с местом прописки) закрепляется за определенной государственной поликлиникой. Там на него заводится амбулаторная медицинская карта, и все медицинские справки надлежит оформлять или, по меньшей мере, заверять именно там. На сегодняшний день выдача справок в поликлиниках, к сожалению, поставлена на поток, и мало, кто из врачей реально обременен всей той же ответственностью, которая по идее на него возлагается в момент, когда он производит оформление медсправок. Вследствие этого мы имеем, то, что имеем: государственные поликлиники оказались охваченными бюрократией и формализмом, медицинский персонал недоволен заработной платой, а пациенты – медицинским персоналом. Когда и как сложилось такое положение вещей, сказать сейчас весьма затруднительно.

Пациенты в такой ситуации просто не имеют достаточных знаний о своих правах и способах их защиты, чтобы бороться за перемены к лучшему. Многие привыкли просто покупать медицинские справки, поскольку оформление медсправок официальным путем кажется им чрезмерно утомительным. Надо сказать, что в новой редакции закона «Об охране здоровья» пациентам рекомендуется для решения любых проблем обращаться в вышестоящий орган системы здравоохранения. Однако поможет ли таковое обращение скорому решению проблемы, остается, по-прежнему, неизвестным. Сможет ли территориальное представительство Министерства здравоохранения обеспечить, чтобы выдача справок производилась быстро и при этом ответственно, а сами медицинские справки более не продавались в переходах метро? Позволим каждому самому ответить на этот вопрос. Возможно, восстановление прав отдельно взятого человека в отдельно взятой ситуации и произойдет, но в целом обстановка в поликлиниках вряд ли изменится.

Так стоит ли пациентам ожидать каких-то положительных сдвигов? Кстати сказать, оформление медсправок – это относительно новая проблема российской медицины, косвенно связанная с нарушением прав пациентов. Пациент здесь страдает только в том смысле, что выдача справок ему производится безответственно, что в итоге приводит к риску ухудшения здоровья. Но есть и более серьезные стороны вопроса. Такие проблемы, как увеличение процента врачебных ошибок и проявления врачебной халатности, а также явного нарушения медработниками действующих Инструкций, волнуют россиян уже не первый год. Пациенты сталкиваются с отказом в оказании медицинской помощи (а это законное право), с навязыванием форм и способов лечения (а ведь существует право на отказ от медицинской помощи) и сокрытием хода лечения или диагноза (существует право на информацию о своем здоровье).

Врачей же, в свою очередь, волнуют низкие заработные платы и большие потоки пациентов. Врачи недовольны законами и недовольными порядками, царящими в самой системе здравоохранения.

К сожалению, Федеральный закон никаких проблем не решает, а лишь констатирует права и обязанности. В свете этого, как пациентам, так и врачам остается лишь изучать его положения и самостоятельно придумывать, как воспользоваться ими в той или иной ситуации. Главное, не забыть этого сделать!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.